Использование форсайт-технологий для формирования образа специалиста будущего

Использование форсайт-технологий для формирования образа специалиста будущего

В рамках проекта международной технической помощи "Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси" совместно с представителями Московской школы управления «Сколково» и учреждением образования «Республиканский институт профессионального образования» в период с 14 по 18 мая была проведена форсайт-сессия (дискуссионная площадка) для представителей сельского хозяйства и учреждений образования.

В данном мероприятии приняли участие:

- представители из числа руководителей и главных специалистов сельскохозяйственных организаций от каждой области;

- представители органов власти (Министерство труда и Министерство сельского хозяйства и продовольствия);

- представители учреждений образования, обеспечивающих подготовку кадров для данного сектора.

Гродненский государственный аграрный университет представляли: проректор по учебной работе – Дорошкевич Иван Николаевич, декан факультета бухгалтерского учета – Щербатюк Светлана Юрьевна и заведующая Центра ГАПП – Курпик Анастасия Владимировна, которая также была делегирована и директором Гродненской областной ассоциации фермеров – Ушкевичем Владимиром Витальевичем.

Что же такое форсайт и зачем он нужен?

Ключевой механизм форсайта – открытое обсуждение совместных целей и способов их достижения в условиях изменения внутренней и внешней среды, основанное на дискуссии, в ходе которой уточняются конкурирующие образы будущего.

Участвуя в форсайт-игре, проходишь три стадии:

  • создание образа вероятного будущего («карта будущего»);
  • создание сценария перехода из настоящего в желаемое будущее в виде "дорожной карты", на основании которой происходит формирование долгосрочных приоритетов в различных сферах общественной жизни и политики;
  • создание стратегических и экономических договоренностей участников, по поводу того, как эта "дорожная карта" будет реализовываться. Это помогает выработать системный подход к решению комплексной задачи.

Результаты двухдневной форсайт-сессии были представлены Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь. Игра позволила определить, что нужно улучшить в системе образования для подготовки специалистов с набором компетенций, соответствующих современным трендам агробизнеса модели 4.0, установить приоритетные профессии для сельскохозяйственного производства, сформулировать предложения по разработке перспективного плана развития сельскохозяйственной отрасли до 2030 года, определить профессиональные компетенции специалистов, занятых в сельском хозяйстве.

Данное мероприятие предоставило возможность поработать в группах, пообщаться с интересными людьми, обменяться мнениями, чему-то у них научиться, что-то подсмотреть и перенять, зарядила всех энергией, но в основном дала общий ориентир, к чему нужно стремиться при подготовке специалистов с уровнем компетенций, соответствующих будущим запросам как сельского хозяйства, так и экономики в целом.